Мост Васко да Гама в Лиссабоне — одна из самых впечатляющих достопримечательностей столицы Португалии, поражает сочетанием функциональности с красотой и изяществом архитектуры. По нему проходит шестиполосная автомобильная магистраль с пропускной способностью до 52 000 грузовых и легковых автомобилей в сутки. Еще две полосы предусмотрены для периодов, когда транспортная нагрузка возрастает в несколько раз. Гигантская железобетонная конструкция протяженностью 17.2 км и шириной 30 метров, состоит из вантового моста, виадука и подъездных дорог. Ее возвели для снижения интенсивности движения по первому мосту Лиссабона, известному под названием “Мост 25 апреля”.
Расположение
Мост Васко да Гама через реку Тежу в Лиссабоне соединяет новый район Экспо 98 в северо-восточной части города с южным берегом в районе городов Монтижу и Алкушет. Грандиозное сооружение возвышается над самой широкой частью Тежу в нижнем течении, напоминающей морской залив. Открытие, состоявшееся 29 марта 1998 года, было приурочено к началу Лиссабонской всемирной выставки Экспо 98. Ее организовали в столице Португалии в честь пятисотлетия открытия морского пути из Европы в Индию великим португальским мореплавателем Васко да Гама, имя которого и получили мост и башня в новом современном районе Экспо 98 в Лиссабоне.
Под гигантскими пролетами с северной стороны находится парк с живописной зеленой зоной, пешеходными и велодорожками, зонами отдыха, площадками для занятий спортом и активными играми. Водная часть в эстуарии, раскинувшаяся под виадуком, представляет собой обширную заповедную зону с богатой водной фауной и флорой. Сверху просматриваются заболоченные участки, где зимует несколько десятков тысяч видов мигрирующих птиц, таких как утки, гуси, фламинго.
Проектирование моста
Необходимость в строительстве новой транспортной артерии через реку Тижу в Лиссабоне назрела в начале 90-х годов прошлого века, когда пробки превратились в транспортный коллапс, парализующий жизнь города на много часов. В 1994 году для разгрузки Моста 25 апреля был открыт тендер на строительство нового моста. Его выиграл международный консорциум Lusoponte. Подготовительные работы, включая проектирование, начались в феврале 1995 года и велись в течение примерно полутора лет. Приблизительно в тот же срок было проведено строительство.
При проектировании учли комплекс факторов, способных повлиять на эксплуатационные характеристики, безопасность и продолжительность службы конструкции. Это особенность рельефа дна, ландшафтов северного и южного берегов Тежу. Климатические условий Португалии, включая сейсмическую активность. А так же до шарообразную формы планеты, экологические и эстетические аспекты. Автором проекта стал французский инженер Мишель Вирложо. Которому удалось предусмотреть все нюансы строительства грандиозного сооружения и идеально вписать его в ландшафт, не нарушив экологический баланс окружающей среды.
Строительство
Осуществлением проекта, разделенного на четыре части, занимались разные строительные компании, работавшие под контролем консорциума Lusoponte. Масштабное строительство, в котором было задействовано более 3 300 рабочих, завершили спустя 18 месяцев. После чего состоялось торжественное открытие с народными гуляниями и масштабным банкетом.
Описание
Конструкция состоит из секций:
- северных подъездных дорог;
- северного виадука длиной 488 м;
- виадука Экспо длиной 672 м, включающего в себя 12 секций;
- главного моста с боковыми участками общей протяженностью 829 м;
- центрального виадука протяженностью 6 531 м, состоящего из 80 секций длиной по 78 м;
- южного виадука протяженностью 3 825 м, состоящего из 84 секций длиной 45 м;
- южных подъездных дорог общей протяженностью 3 895 м.
Особенности конструкции
- Сооружение опирается на железобетонные сваи диаметром более 2 метров, погруженные в дно на глубину до 100 метров. Это позволяет конструкции выдерживать высокие нагрузки и предохранит от разрушения в случае землетрясения.
- При возведении сооружения использовали 730 000 м³ бетона и 100 000 м³ стали.
- Часть вантовой конструкции со стороны Лиссабона усилили двумя H-образными пилонами высотой 155 метров. На них закреплены веерообразные стальные тросы.
- Скорость движения на разных участках ограничена до 100-120 км/ч в ясную погоду. При плохой видимости в туманную, дождливую, ветреную погоду скорость ограничивается до 90 км/ч на всем протяжении моста.
- Высота сооружения над рекой составляет 47 метров. Это позволит беспрепятственно проходить под ним гигантским океанским лайнерам.
- Для сохранения уникальной экологической среды освещение направлено таким образом, чтобы свет не падал на воду.
- Сооружение идеально вписалось в окружающие ландшафты, значительно изменив облик столицы Португалии.
Минимальный срок эксплуатации сооружения — 120 лет.
Конструкция способна выдержать порывы ветра скоростью до 250 км/ч. и подземные толчки, мощностью в 4,5 раз превышающие известные до настоящего времени землетрясения.
Финансирование проекта и плата за проезд
Все подготовительные и строительные работы производились на средства консорциума Lusoponte. Что в итоге составило 1.1 миллиард долларов. Бюджетные средства не привлекались. А застройщик получил право в течение 40 лет взимать оплату за проезд по обоим мостам Лиссабона. Плата производится только в сторону Лиссабона, в обратную сторону проезд бесплатный.
В зависимости от габаритов автомобиля стоимость проезда составляет от 2.70-6 евро для легкового автотранспорта. До 11.70 евро для грузовых автомобилей.
Чем интересен мост для туристов
- Мост Васко да Гама в Лиссабоне признан настоящим чудом современной инженерной мысли. Он производит неизгладимое впечатление на зрителей. Вид на потрясающее сооружение открывается с набережной Лиссабона, из парка Наций, из кабинок фуникулеров, с параплана.
- На фоне гигантской конструкции получаются замечательные фото и видео.
- На протяжении двух десятилетий, пока не был сдан в эксплуатацию Крымский мост, он занимал первое место в рейтинге самых длинных мостов Европы.
- При въезде противоположная сторона не просматривается, создавая иллюзию бесконечности.
- Часть сооружения проходит над Парком Наций — одной из самых ярких достопримечательностей столицы Португалии.
- Конструкция производит особое впечатление по ночам. Когда над погруженной в непроглядную тьму рекой вспыхивает воздушная дорожка мягких светящихся точек.
- При соблюдении всех условий движение безопасно, однако трасса часто используется местными стритрейсерами, которые становятся причиной масштабных автокатастроф.
- По всей протяженности трассы через каждые 400 метров установили аварийные телефонные станции, соединенные с диспетчерской.
Заключение
Отдыхая в Лиссабоне стоит посвятить несколько часов или даже день чуду инженерного гения. Увидеть его во всем великолепии с разных ракурсов. Проехать по идеально ровному дорожному полотну, любуясь бирюзовой гладью Тежу. Мимо утопающих в зелени берегами и открывающейся вдали панорамой столицы Португалии.
Мост Васко да Гама — одна из важнейших транспортных артерий Лиссабона. Входит в число самых масштабных и значимых сооружений конца XX столетия, не имеющих аналогов ни в одном городе мира.
Своеобразная форма сооружения создавалась для максимальной сохранности окружающей среды и поддержания экологического баланса. Её часть расположена перпендикулярно берегу, в то время как противоположная лежит параллельно береговой линии.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.