лифт санта жушта лиссабонНеобычный вертикальный подъемник, выполненный в неоготическом стиле, известный как лифт Санта Жушта Лиссабон, был построен в начале прошлого века и является частью транспортной системы столицы Португалии по сей день. Элевадор был возведен для практической цели – облегчить местным жителям подъем в верхний район города. К моменту постройки, в столице уже были 2 действующих лифта и 6 фуникулеров. Новый лифт Санта Жушта связал районы Байша и Шиаду, поднимая горожан на 32х метровую высоту к площади ду Карму

История создания

В конце 19го – начале 20го века в Европе произошел большой технический скачок и элевадоры (что переводится с португальского просто – лифт) стали строить по всей Португалии. Одним из главных действующих лиц, повлиявших на изменение облика и транспортной инфраструктуры городов Португалии, был инженер по имени Рауль Меснье дю Понсар. Именно он создал проект по которому построен лифт в Лиссабоне Санта Жушта.

история санта жушта

Мост к лифту в начале XX века(файл CCFL)

Этот талантливый инженер и строитель сегодня незаслуженно забыт и в Португалии и в мире. Не смотря на то, что являлся автором большого количества прекрасных инженерных сооружений. В Португалии многие считают Рауля учеником небезызвестного Гюстава Эйфеля. Вероятно желая объяснить стилистику лифта и связать его с Эйфелевой башней в Париже. На самом деле нет никаких исторических свидетельств того, что Рауль когда-либо был учеником Эйфеля. Поэтому можно смело утверждать, что инженер был самодостаточен, а стилистически просто следовал приемам и моде своего времени.

лифт санта жушта

Рауль Меснье дю Понсар был рожден городе Порту в простой французской семье, жившей в Португалии, закончил университет Коимбры по двум направлениям – математике и философии. Позже он нашел свое призвание в машиностроении и уехал учиться инженерному делу за границу.

Приехав в Швейцарию, Рауль нашел работу у знаменитого в свое время инженера Никлауса Риггенбаха, который специализировался на горных подъемниках. Этот человек и стал главным учителем, повлиявшим на Рауля и его работы в будущем. Риггенбах изобрел фуникулер с водным балластом и зубчатую железную дорогу. Работая вместе с наставником, Рауль перенял его любовь к сложным инженерным проектам.

макет лифта в лиссабоне

Макет лифта (СС)

После возвращения в Португалию, первым проектом Рауля стал элевадор ду Бом Жезуш в Браге, для проектировки которого он использовал систему своего учителя. Так как проект был очень успешным, ему впоследствии доверили построить новую городскую транспортную систему столицы Португалии. За два года этот талантливый инженер построил первый фуникулер в Лиссабоне, который изначально работал на водном балласте, а позже был электрифицирован. Позже им были возведены еще два подъемника – Глория и Бика, которые до сих пор радуют жителей столицы и туристов со всего мира. Благодаря этому инженеру и строителю Лиссабон, расположенный в холмистой местности, стал более удобным и комфортным для горожан.

Подъемник Бика

Подъемник Бика

Рауль также спроектировал первые трамвайные линии в Лиссабоне, так называемый канатный трамвай. Однако вершиной его инженерной мысли стал конечно же лифт Санта Жушта. Проект лифта был предложен городскому совету столицы в 1892 году. Инженер предложил соединить улицы с большим перепадом высот посредством вертикального подъемника. Механизм которого приводился бы в действие паровой машиной. Элевадор предлагалось возвести из стали и бетона так, чтобы его внешний вид сочетался с архитектурным обликом всего района.билет на лифт

Строительство началось 8 лет спустя. К лету 1902 года первый вертикальный подъемник был уже открыт для жителей Лиссабона. Желающих прокатиться на лифте и полюбоваться панорамой города с обзорной площадки наверху собралось очень много, не смотря на плохую погоду и проливной дождь. Открытие прошло очень торжественно и масштабно – оркестр исполнял гимн Португалии, а на улице запускали фейерверки. Первыми на лифте поднялись представители городского совета и журналисты. Многие инженерные проекты Рауля работают до сих пор и являются национальным достоянием Португалии.

Внешний вид и конструкция подъемника

лифт в лиссабоне санта жушта

Элевадор Санта Жушта это 45ти метровое футуристическое сооружение, выполненное в форме башни. Она соединена с 25ти метровым мостом, который  нависает над улицей ду Карму. Все составные конструкции этого инженерного сооружения выполнены в одном стиле – неоготика. Этот стиль был очень популярен в начале 20го века. Вертикальная часть элевадора состоит из шести ярусов, арки которых не повторяют друг друга. За ними есть винтовая лестница, по ней можно самостоятельно подняться наверх. В основании конструкции четыре колонны. На нижнем этаже расположены электрические моторы, попасть туда постороннему человеку конечно же невозможно.

кабина лифта в лиссабоне

Изначально двигатели, поднимающие лифт, работали на пару. Но через несколько лет их заменили на электрические, менее шумные. Лифт имеет две просторные старинные кабины, каждая из которых одновременно вмещает до 30ти человек. Внутренний интерьер очень элегантный, выполнен в стиле ар-нуво и по сей день остается неизменным. Подъемный механизм элевадора за минуту доставляет туристов и местных жителей на высоту около 32х метров к мосту, выводящему на площадь ду Карму. Выше основной башни конструкции находится обзорная площадка. Чтобы туда попасть, подниматься на элевадоре и платить за вход не обязательно, можно зайти по мосту, примыкающему к лифту.

достопримечательность лиссабона

В вечернее время конструкция красиво подсвечивается, игра света и тени подчеркивает узор готических арок. В данный момент элеватор Санта Жушта входит в число самых популярных достопримечательностей Лиссабона.

Как добраться

Лифт Санта Жушта Лиссабон находится в самом центре города и соединяет между собой два района, нижний Байша и верхний Карму. Ближайшее метро – Baixa/Chiado (синяя или зеленая линия).

Лифт Санта Жушта Лиссабон находится в самом центре города

Чтобы добраться в Лиссабоне до лифта Santa Justa, также удобно пользоваться наземным транспортом – трамваем или автобусом. Адрес у эльвадора двойной, потому что попасть в него можно снизу – Rua do Ouro и сверху –  Largo do Carmo.

Часы работы и стоимость билетов

Обзорная площадка открыта ежедневно с 9.00 до 23.00 в летнее время. Зимой закрывается на два часа раньше. Элевадор Санта Жушта начинает работать в 7 часов утра.

Обзорная площадка открыта ежедневно

Поездка на лифте туда-обратно стоит 5 евро. Будьте готовы отстоять длинную очередь за билетом, особенно в разгар сезона, когда в городе много отдыхающих. В настоящее время элевадор является частью системы городского транспорта столицы. Именно поэтому если вы имеете транспортную карту, то можете ей воспользоваться. К примеру, если вы купили проездной метро с безлимитом на сутки, то за подъем на лифте ничего доплачивать не нужно. Просто поднесите его к валидатору для считывания информации. Или спишется стоимость одной поездки – 1.3 евро, если у вас обычная транспортная карта.

Санта Жушта является развлечением

Для гостей города подъемник Санта Жушта является развлечением. Тогда как для португальцев это просто удобный способ попасть из одного района города в другой. Подняться на смотровую площадку можно пешком, по винтовой лестнице рядом с лифтом. Чтобы попасть на смотровую нужно будет доплатить 1.5 евро. Если вы не покупали отдельный билет на лифт в Лиссабоне. Это стоит того, с нее открывается панорамный вид на всю столицу и окрестности.

Достопримечательности рядом

В непосредственной близости от подъемника находится монастырь Кармелитов и площадь Карму. С обзорной площадки лифта можно увидеть также интересные места в Лиссабоне, которые находятся поблизости:

  • площадь и вокзал Росиу;
  • базилика ду Эштрела;
  • собор Святого Роха;
  • военный музей Лиссабона;
  • замок Святого Георгия.

Так как элевадор расположен в историческом центре, практически все достопримечательности находятся от него в пешей доступности. Можно посетить соборы, музеи или просто прогуляться по паркам и улицам города.

Элевадор-ди-Санта-Жушта (1902 г.)

Лифт Санта Жушта

Вертикальный лифт в Лиссабоне Санта Жушта одна из главных визитных карточек столицы Португалии. И несомненно уникальное творение инженерной мысли прошлого века. Вас очарует футуристическая атмосфера, которая создается этим сооружением. С другой стороны, для жителей столицы элевадор является повседневностью. Ведь он до сих пор часть городской транспортной системы и местные пользуются им каждый день чтобы попасть из одного района города в другой.