Музей Азулежу, азулейжос или азульехо — все это названия уникальных португальских изразцов, которые традиционно имеют квадратную форму. Глиняные плитки обжигаются, покрываются глазурью и расписываются оригинальными узорами. Изразцы активно использовались для облицовки стен жилых домов, муниципальных зданий, соборов и церквей.
Традицию изготовления изразцов в Португалию принесли с собой арабы. Времена арабского господства давно прошли, а португальцы по-прежнему изготавливали глиняные плитки. Их расписывали характерными узорами. Обычно поверхность изразца украшали витиеватым геометрическим орнаментом, который наносили с использованием красок пестрых цветов. Существенные изменения в традиционную роспись внесла мода на голландские изразцы, которые оформлялись в бело-голубых тонах. Вместо узоров мастера изображали на них жанровые сценки.
Изразцы были настолько популярными, что в Португалии даже был открыт национальный музей азулежу (Museu Nacional do Azulejo), расположенный в Лиссабоне. Его экспозиция посвящена исключительно глиняным изразцам. Музей не имеет аналогов ни в Европе, ни в мире, потому что азулежу изготавливают только на территории Португалии и соседней Испании, но и здесь это искусство постепенно уходит в прошлое.
Музей азулежу и история Португалии
Азулежу появились в Португалии примерно в XV-XVI веках. Сейчас самые старые изразцы, которые были одними из первых, можно увидеть в облицовке древних церквей и монастырей. Музей азулежу тоже впечатлит посетителей старинными экспонатами. В них гармонично переплелись характерные черты прикладного искусства сразу нескольких народов: китайская колористика, арабские майоликовые технологии и изобразительные приемы, которые активно использовались в других европейских странах того времени.
Прообразом азулежу стала арабская плитка. Ее и сейчас можно лицезреть в традиционном оформлении исламских мечетей. Эти яркие расписные изразцы — ключевые декоративные элементы облицовки.
Первые образцы плитки португальцы заказывали в Севилье. Затем они обратились в итальянские мастерские во Фландрии.
Во второй половине XVI века в страну специально были приглашены фламандские специалисты, которые обучили португальцев этому сложному ремеслу. И уже к началу XVIII века Лиссабон стал подлинной “столицей” производства азулежу. До сих пор в процессе изготовления изразцов соблюдается обязательное условие — только ручная роспись. Над каждой отдельной плиткой кропотливо работает мастер, поэтому посетители музея в принципе не могут увидеть два одинаковых экспоната.
Особенности исламского искусства
Характерной чертой исламского искусства стало табу на использование изображений Бога, образ которого считался непостижимым. Иными словами, даже у самого гениального художника нет права изображать Бога, так как и его потрясающего мастерства для этого будет недостаточно. Иногда в сюжетах исламского искусства встречаются изображения пророка Мухаммеда, который стал основоположником современного ислама. Кстати, считается, что в истории сохранилось намного больше достоверных доказательств его существования, чем христианского Иисуса. Исламские орнаменты и узоры обладают своей прелестью, но ограничения в искусстве для многих остаются непонятными.
Музей азулежу с помощью своих экспонатов демонстрирует потрясающие образцы классического исламского искусства. Даже одна из ключевых святынь этой религии — Шахада изображена арабской вязью на глиняной плитке в окружении растительного орнамента.
Сюжеты и материалы
Арабы принесли на Пиренейский полуостров свои представления о прекрасном. Если первые португальские изразцы действительно изготавливались по канонам исламского искусства, то в дальнейшем стилистику изображений задавала уже сама жизнь. Тематика росписи азулежу постепенно становилась более разнообразной. На изразцах все чаще стали появляться новые рисунки, так как менялся менталитет португальцев, их система ценностей, общественные устои, возникло понятие религиозного искусства в большинстве известных на тот момент жанров.
Музей азулежу в Лиссабоне демонстрирует большую экспозицию, в которую включены разнообразные экспонаты, выполненные в разной манере. Здесь можно встретить торжественную символику, классическую арабскую роспись, жанровые картинки, религиозные мотивы, гербовые изображения.
В качестве основного материала мастера использовали обычную глину. Чтобы придать ей определенный оттенок, изразцы подвергались обжигу в специальных печах или в их состав добавлялись различные натуральные примеси — оксиды олова, меди, марганца, кобальта.
Музей азулежу: залы и экспонаты
Музей азулежу в 1960 году был открыт в здании монастыря Божьей Матери (Mosteiro da Madre de Deus) на берегу реки Тежу. Обитель была основана еще в 1509 году королевой Донной Леонор. В 1755 году на Португалию обрушилось страшное стихийное бедствие — страна перенесла сильное землетрясение. Многие здания в Лиссабоне были разрушены до основания. Монастырю тоже хорошо досталось, но было принято решение не сносить его, а отреставрировать. Посетители музея имеют уникальную возможность не только пройтись по залам, но и отдохнуть в монастырском дворике. Это живописное место с лавочками, фонтаном и зелеными насаждениями. В воде даже водятся забавные черепахи. Во внутреннем дворе бывшего монастыря иногда проходят мастер-классы по керамике и росписи плитки.
Музей азулежу представляет посетителям обширную коллекцию экспонатов, которая состоит из нескольких больших экспозиций.
- Основной зал выставки объединяет десятки изразцов, родом из разных эпох. Здесь можно увидеть старинную плитку — результат кропотливого труда первых португальских мастеров XV века, которые постигали азы этого ремесла. В основной экспозиции встречаются изразцы с разными сюжетами, созданными красками различных оттенков. Поверхность каждой плитки украшает потрясающий узор. Некоторые из них необычайно просты, а другие поражают воображение посетителей сложностью орнамента, создать который мог только подлинный гений росписи.
- Вторая экспозиция посвящена “изнанке” изготовления плитки. В этой коллекции собраны орудия труда, которыми пользовались мастера, начиная с XV века. Здесь можно проследить за тем, как менялась техника и роспись, какие инструменты уходили в прошлое.
- В третьей части экспозиции демонстрируются другие керамические изделия, которые были изготовлены португальскими мастерами. Посетители могут увидеть отделочные материалы, бытовые предметы, кухонную утварь.
- В еще одном уголке музея собраны документы, которые имеют историческую ценность и так или иначе связаны с изготовлением азулежу.
- И наконец последней музей азулежу показывает коллекцию изразцов, производства современных мастеров.
Если посетителям повезет, то они могут увидеть не только экспонаты постоянной экспозиции, но и коллекции временных выставок, которые периодически здесь проводятся.
Монастырская капелла
Важной частью экспозиции стала монастырская часовня, от поразительной красоты которой даже дух захватывает. Она сохранила свой аутентичный вид, который дарит посетителям особые впечатления. Капелла или католическая часовня была неотъемлемой частью монастырской обители. Она оформлена в соответствии с канонами западного христианства.
Часовня представляет собой просторный зал прямоугольной формы с цилиндрическим куполом. Стены и потолок капеллы обильно украсили позолотой. Рядом с объемными лепными элементами и величественными картинами, изображающими различные библейские сюжеты, соседствуют глазурованные изразцы. Плитка гармонично вписывается в немного “тяжелое” оформление, привнося с собой некую легкость.
Разнообразие азулежу
Вереница выставочных залов бывшего монастыря вмещает сотни образцов азулежу. Здесь можно встретить небольшие композиции и масштабные работы — целые полотна. Изразцы отличатся не только сюжетами и цветами росписи, но и отдельными элементами оформления. От экспоната к экспонату меняются и стили. В экспозиции можно найти образцы с потрясающей детализацией и слегка размытые силуэтные изображения.
Неизменно в центре внимания посетителей оказываются большие картины, выложенные из отдельных плиток. От масштабов работ, которые пришлось провести мастерам, захватывает дух. Большая часть этих старинных картин чудом уцелела во время землетрясения. Эти работы уникальны. У них нет аналогов не только в самой Португалии, но и во всем мире.
Выдающиеся шедевры азулежу
Хотя каждая деталь экспозиции музея заслуживает внимания посетителей, есть особые экспонаты, слава которых разлетелась далеко за пределами страны. Первым в этом списке выдающихся произведений искусства числится панно, на котором изображен Лиссабон до землетрясения. Поражают не только размеры полотна (23 квадратных метра), но и количество плиток, которые использовались для его создания. Панно состоит из тысяч изразцов. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность, ведь на нем запечатлен облик города, который пережил крупную природную катастрофу.
По масштабам землетрясение не уступало извержению Везувия, которое погубило Помпеи. Лиссабон буквально разрушался, как карточный город, на глазах испуганных жителей. Сотни португальцев погибли под осыпавшимися зданиями и сгорели в пожарах, которые стали следствием землетрясения. Десятки домов были разрушены. Сотни культурных ценностей, памятников, предметов искусства сгинули под руинами города. Катастрофа изменила не только жизни простых португальцев, но и круто развернула историю целой страны. Португалии удалось восстановиться за рекордно короткие сроки.
В этом государству помогли сокровища коренных жителей Латинской Америки, куда завоеватели отправились убивать и грабить вслед за Эрнаном Кортесом и его конкистадорами. Новый Лиссабон был уже совсем другим городом. Сменилось несколько поколений, и вот уже во всей Португалии не нашлось ни одного человека, который бы своими глазам видел облик столицы до катастрофы. Панно бережно сохранило его. Мастер навсегда запечатлел эту картину на поверхности старых изразцов, поэтому этот экспонат поистине уникален.
Время работы и цены на билеты
Адрес музея: Rua da Madre de Deus, 4, Lisboa. Он находится за пределами исторического центра города на берегу речки Тежу (Тахо). Сюда легко добраться на метро, если доехать до станции Santa Apolonia. От остановки музей отделяют 20 минут ходьбы. Если перспектива пешей прогулки по лиссабонской жаре вас не прельщает, то можно добраться до места на автобусе № 718, 742 и 794.
Двери музея открыты со вторника по воскресенье. В понедельник не работат. Режим работы с 10:00 до 18:00. Билеты продаются до 17:30, но тогда посетителю придется совершить экспресс-прогулку за полчаса до закрытия. Музей входит почти во все билетные программы. Стоимость одного билета составляет 5 EUR.
Для получения более полной информации посетите официальный сайт музея. Вы можете увезти с собой образец португальского искусства, если посетите сувенирную лавку при музее. Там можно купить как обычную открытку на память, так и целое панно азулежу.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.