Национальный дворец АжудаЛиссабон знаменит своими архитектурными достопримечательностями. Но одна из них, дворец Ажуда, уникальна. Дворцовое здание было возведено еще в конце XVIII века, но строительные процессы продолжаются и ныне, проводятся работы по отделке западного крыла. Роскошный и величественный дворцовый комплекс словно связал разные эпохи и времена.

Еще одна особенность – во дворце Ажуда в Лиссабоне нет многочисленных посетителей, мало туристов. И у ценителей красивой архитектуры, старинных интерьеров появляется возможность почти в одиночестве погулять по дворцу, пройтись анфиладами комнат. Помещение преобразовано в великолепный музей, представляющий роскошь королевской жизни, прекрасные коллекции мебели, предметов декора, текстиль и драгоценности.

Как добраться?

Как добраться до дворца АжудаАдрес — Largo da Ajuda, Лиссабон.
Доехать можно:
Трамваем 18 Е – остановки «Palacio da Ajuda» и «Cc Ajuda – Palacio»
Автобусом 742 и 760 – остановка «Palacio da Ajuda»
Автобусом 76 В – остановка — «Cc Ajuda – Palacio».

Режим работы и стоимость посещения

Музей в дворце работает с 10.00 до 18.00.
Выходной день – среда.
Также дворец закрыт для посетителей на Пасху, 1 мая, на Рождество (25 декабря).

Стоимость билета во дворец – 5 евро
Стоимость билета во дворец и Музей карет -12 евро.
В воскресенье жители Португалии и дети до 14 лет могут посетить дворец бесплатно.
Скидка 50% предусмотрена для студентов и пенсионеров в возрасте от 65 лет.

История

В судьбе дворца много странных событий, роковых обстоятельств. Его строительство было задумано еще королем Португалии Жуаном V в начале 18-го века. Но планы остались планами, при жизни Жуана даже не было разработано ни одного проекта. Но король выбрал под строительство прекрасное место, в районе Белен. Его наследник, Жузе I, решил строить дворец только деревянный после того, как чудом выжил в землетрясении 1755 года.

С той поры Жузе I начал опасаться каменных стен, дерево он посчитал более безопасным. По велению короля на холме Алту-Да-Ажуда был выстроен красивый деревянный замок, устойчивый к землетрясению, в его конструкции не было ни единого камня. С 1761 года он стал официальной резиденцией семьи португальских королей. Дворцовое помещение было замечательно украшено изысканной мебелью, посудой, декором. Комплекс постоянно разрастался, занял огромную площадь, возле него был разбит элегантный Ботанический сад города Лиссабон.

Король Жузе I смог насладиться роскошью и удобством своей резиденции, прожив в ней до самой смерти. Но пожар в 1794 году полностью уничтожил великолепное здание, вместе с роскошными коллекциями картин, гобеленов, украшений из золота. Дерево показало свою уязвимость. По решению правящего в те времена Регента Жуана VI вместо деревянного должен быть возведен дворец из камня. Был затребован тот план строительства, который архитектор Мануэл Каэтано до Соузо представил Жузе I.

Жуан VI

Жуан VI

Официально дворец Ажуда начал строится в 1795 году. По проекту здание должно было строиться в стиле барокко, что потребовало бы огромных затрат. Архитекторам, задействованным в строительстве, такой проект не нравился, был подготовлен проект в неоклассическом стиле.
Строительство продвигалось медленно, на его темпы влияло множество событий. После того, как Лиссабон в 1807 году захватили французы, королевская семья уезжает в Бразилию, и средства переводятся на строительство дома в Рио-де-Жанейро. Снова начали вестись строительные работы в 1813 г.

Через 7 лет в стране происходит буржуазная революция, она срывает в очередной раз возведения дворца Ажуда. На средину 19-го века готовым было только южное крыло восточного фасада, здесь поселилась инфанта Изабел-Мария. Специалисты, занимающиеся строительством, не знали точно, кто должен давать деньги на оплату материалов и работы, не было общего плана, порядка, в это время умирает еще и архитектор Роза. Королевская семья высказывала только одно требование – дворец должен строиться, но при экономных расходах. От огромного проекта осталась только третья часть.

Новая жизнь дворца началась в 1862 году, когда в него приехал жить король Луиш I и его жена Мария Пиа Савойская. Он стал королевской резиденцией, обитаемой, обновленной. В помещения закупалась дорогостоящая мебель, картины, декор. Мария осталась здесь жить и после смерти мужа, а сын, новый король Карлуш, переехал в Беленский дворец.

История дворца

Фото дворца ориентировочно 1873 года

С 1910 года – новый период забвения, закончившийся в 1934. Руководство страны дало распоряжение привести дворец в порядок, завершить строительные работы. Вскоре здесь был открыт Музей. С 1968 года в стенах замка находилось Министерство культуры. Здание, уже каменное, снова пережило пожар в 1974 году. Было заявлено, что в огне погибло огромное количество произведений искусства, но некоторые из погибших картин всплывали в последствие на аукционах. История с пожаром, как и история строительства дворца, необычная, интересная и незавершенная.

С 1992 года дворцом Ажуда ведает Институт архитектурного наследия. В здании работают Институты Музеев и охраны природы, культурного наследия. Полное завершение строительных работ планируется в 2020 г. Проект для завершения работ затрагивает многие аспекты, в том числе и безопасность, так как в стенах здания хранятся дорогие коллекции. Например, коллекции драгоценных камней.

Экспозиции

Дворец стал великолепным музеем, в котором можно увидеть интерьеры разных времен правления португальских королей, а также экспозиции с коллекциями драгоценных камней и украшений, фарфора, картин. Для туристов открыто два этажа – цокольный и рыцарский.

Цокольный этаж

Стоит из нескольких залов с оригинальным интерьером и роскошными коллекциями. Каждая комната имеет свою, неповторимую отделку, мебельную обстановку.

Зал Заседаний

Зал заседаний

Зал заседаний, фото Автор: Lumastan — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17426310

Главным элементом обстановки является изысканный камин, выполненный из черного мрамора. Зал выполнял важную роль, в нем происходило обсуждение государственных решений.

Зал Герольда

Помещение выполняет важную функцию – тут производится объявление званий, титулов официальных гостей дворца. Украшением служит скульптура Правосудия, по обеим сторонам которой размещены штандарты Жуана VI и Карлоты Жуакины, его жены.

Зал Испанских Гобеленов

Зал представляет роскошную коллекцию гобеленов, среди которых «Охотники», «Танец», «Фонтан». Потолок огромной комнаты украшен фреской с историческим сюжетом. На ней изображен Жуан VI в момент своего отбытия в Бразилию.

Зал Музыки

Зал музыки

Зал Музыки, фото By Lumastan — Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17426344

Интерьер зала, изысканный, артистичный, подчеркивает его функции. В комнате, украшенной медальонами с гербом Португалии, крестами военных орденов, члены королевской семьи и их гости могли музицировать, наслаждаться игрой на виолончели, пианино. Сохранились музыкальные инструменты, возраст которых насчитывает не одно столетие.

Комната Короля Луиша

Уникальность комнаты – в ее оригинальной обстановке и отделке, сохранившейся с тех времен, когда во дворце проживал король Луиш. Помещение украшено портретами монархов, огромным гобеленом, старинными вазами.

Дубовый Кабинет

Дизайн отличается элегантностью, которую подчеркивает отделка из древесины дуба. Предназначался кабинет для курения, в нем мужчины проводили много часов за разговорами, общением. Еще одним уникальным элементом декора служат картины с изображением великолепных каравелл.

Зимний Сад или Мраморный зал

Мраморный зал

Мраморный зал, фото By Concierge.2C — Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16679699

В украшении помещения использовался каррарский мрамор, из него сделан красивый фонтан, агат. Натуральный камень был подарен королем Египта. Дополнят интерьер декоративные птичьи клетки, живые цветы.

Зеленый зал

Зеленый зал

Зеленый зал, фото By Palace — Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10942743

Название зала определил цвет шелка, которым отделаны стены. На фоне зеленых поверхностей роскошно выглядит золотые элементы на потолке, белый камин. Это зал служил когда-то для приема гостей короля. Рядом с этим залом детская, в украшении которой использовались птички, бабочки, цветы.

Комната королевы

Шелк, ну уже синего цвета, использован в отделке комнаты королевы. Главным элементом обстановки, выполненный в стиле ампир, стала роспись потолка. Она содержит изображения Веры, Милосердия, Надежды. Еще одна фигура росписи – Иоанн Креститель. Восхищает богатство декора мебели, позолоченных рам картин. При оборудовании комнаты была использована даже сантехника, о которой мало кто слышал в 1880 году. Это не только двойная раковина, но и биде.

Столовая королевы

О том, что дворец Ажуда строился на протяжении нескольких веков, говорит и история этой столовой. Она была достроена только в начале 20-го века, хотя предусмотрена проектом за 1802 год. Стены комнаты имеют красный цвет, отделаны дорогим шелком, который гармонично сочетается с дубовым паркетом и бронзовым декором.

Голубой Зал

Голубой зал

Голубой зал, Foto Henrique Ruas IMC/PNA

Из предметов голубого цвета, давших название залу, сохранились только две древние китайские вазы и отделка камина. Дизайнером зала была Мария Пиа, она подбирала отделку и декор. Но позже интерьер значительно изменился.

Бильярдная

Еще одна пристройка, примкнувшая к столовой – бильярдная. Ее центральный элемент – бильярдный стол. Также в обстановке присутствуют дорогие кожаные диваны, камин с красивой деревянной отделкой.

Рыцарский этаж

Этот этаж использовался для различных праздничных событий, на него ведет широкая роскошная лестница, также называющаяся рыцарской.

Китайский Зал

Восточный стиль зала подчеркивает отделка стен, резная мебель, старинные китайские вазы. Цветовая гамма сочетает красный, черный и золотой. Пол покрывает роскошный ковер. Шелк использован в отделке натуральный, что повышает ее стоимость.

Розовый Зал

Розовый зал

Розовый зал, фото Автор: Concierge.2C — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16679701

Розовый шелк и бархат сделали эту комнату нежной и романтичной. Шелком обиты стены, а бархат использован для мебели. В этом помещении, над интерьером которого также работала Мария Пиа, хранится коллекция дорого фарфора.

Королевская мастерская

В этой комнате восхищает уникальная деревянная отделка с тонкой резьбой. Вся она выполнена руками мастеров.

Королевская канцелярия

Интерьер помещения восстановили всего 20 лет назад по акварелям художника Казанова Энрике. Что еще раз доказывает, насколько интересна история дворца. Комнатой пользовался Луиш, для проведения заседаний, она находится рядом с его спальней.

Зал инициалов L и M

Название комнате дало изображение с буквами L и M. Это инициалы Луиша и его жены, королевы Марии.

Зал Портрета Королевы

Зал Портрета королевы

Зал Портрета королевы, фото Энрике Руас IMC / PNA

В зале с таким названием центральный элемент – большой портрет Марии Пиа. Для отделки выбран красный шелк. Само помещение небольшое, из мебели преобладают кресла и витрины.
Зал Дипломатического Корпуса
Интерьер зала строгий, что и соответствует его предназначению. Основным акцентом обстановки являются геральдические изображения. В таком помещении обычно дипломаты ожидали приема у короля.

Тронный зал

Тронный зал

Тронный зал, фото By Lisboa1143 — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=82180858

Роскошный зал для самых важных приемов и церемоний. Интерьер насыщен красным и золотым цветом. Пол устлан огромным ковром, ведущим к трону для короля и королевы. Тронные кресла стоят на небольшом подъеме, под балдахином из бархата, также королевского красного цвета. Впечатляет великолепная люстра, сразу привлекающая внимание.

Бальный зал

Это помещение соединено с тронным залом. Главное украшение – портреты короля и королевы. Есть и сюжетная картина, изображающая возвращение из Рио-де-Жанейро Жуана I. Для музыкантов построена специальная галерея.

Обеденный Зал

Обеденный зал

Обеденный зал, By Alegna13 — Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16586619

Великолепное помещение для масштабных приемов с обедом. Два длинных стола могли уместить огромное количество гостей. Вдоль столов стоят красивые белые стулья. Взор сразу обращается к потолку с восхитительной росписью, она посвящена Аполлону.

Лифт королевы Марии Пиа

Среди прогрессивных новинок, которыми был оборудован дворец Ажуда, есть и лифт. Он большой, обшит красивыми панелями из дорогой древесины. В отделке использовали и зеркала. Для удобства в лифте установили комфортные диваны, покрытые бархатом. Лифт на гидроприводе, появился во дворце в 1888 году.

Каждое помещение этого лиссабонского дворца великолепно, имеет свой неповторимый интерьер, свою жизнь. Интересно узнать и историю строительства комплекса, и те события, которые повлияли на его судьбу. По комнатам и залам можно гулять долго, внимательно рассматривая малейшие детали мебели, отделки стен. Это часть истории не только королевской семьи, но и Португалии в целом. Во дворце использованы многие новинки технического оборудования домов, различные стили интерьера, архитектурные приемы. Хотя красота дворца Ажуда пока недооценена, он может служить гордостью страны и свидетельством таланта ее мастеров, архитекторов.