Мост васко да гамаМост Васко да Гама в Лиссабоне — одна из самых впечатляющих достопримечательностей столицы Португалии, поражает сочетанием функциональности с красотой и изяществом архитектуры. По нему проходит шестиполосная автомобильная магистраль с пропускной способностью до 52 000 грузовых и легковых автомобилей в сутки. Еще две полосы предусмотрены для периодов, когда транспортная нагрузка возрастает в несколько раз. Гигантская железобетонная конструкция протяженностью 17.2 км и шириной 30 метров, состоит из вантового моста, виадука и подъездных дорог. Ее возвели для снижения интенсивности движения по первому мосту Лиссабона, известному под названием “Мост 25 апреля”.

Расположение

где находится мост васко да гамаМост Васко да Гама через реку Тежу в Лиссабоне соединяет новый район Экспо 98 в северо-восточной части города с южным берегом в районе городов Монтижу и Алкушет. Грандиозное сооружение возвышается над самой широкой частью Тежу в нижнем течении, напоминающей морской залив. Открытие, состоявшееся 29 марта 1998 года, было приурочено к началу Лиссабонской всемирной выставки Экспо 98. Ее организовали в столице Португалии в честь пятисотлетия открытия морского пути из Европы в Индию великим португальским мореплавателем Васко да Гама, имя которого и получили мост и башня в новом современном районе Экспо 98 в Лиссабоне.

Под гигантскими пролетами с северной стороны находится парк с живописной зеленой зоной, пешеходными и велодорожками, зонами отдыха, площадками для занятий спортом и активными играми. Водная часть в эстуарии, раскинувшаяся под виадуком, представляет собой обширную заповедную зону с богатой водной фауной и флорой. Сверху просматриваются заболоченные участки, где зимует несколько десятков тысяч видов мигрирующих птиц, таких как утки, гуси, фламинго.

Проектирование моста

конструкция васко да гамаНеобходимость в строительстве новой транспортной артерии через реку Тижу в Лиссабоне назрела в начале 90-х годов прошлого века, когда пробки превратились в транспортный коллапс, парализующий жизнь города на много часов. В 1994 году для разгрузки Моста 25 апреля был открыт тендер на строительство нового моста. Его выиграл международный консорциум Lusoponte. Подготовительные работы, включая проектирование, начались в феврале 1995 года и велись в течение примерно полутора лет. Приблизительно в тот же срок было проведено строительство.

При проектировании учли комплекс факторов, способных повлиять на эксплуатационные характеристики, безопасность и продолжительность службы конструкции. Это особенность рельефа дна, ландшафтов северного и южного берегов Тежу. Климатические условий Португалии, включая сейсмическую активность. А так же до шарообразную формы планеты, экологические и эстетические аспекты. Автором проекта стал французский инженер Мишель Вирложо. Которому удалось предусмотреть все нюансы строительства грандиозного сооружения и идеально вписать его в ландшафт, не нарушив экологический баланс окружающей среды.

Строительство

строительство мостаОсуществлением проекта, разделенного на четыре части, занимались разные строительные компании, работавшие под контролем консорциума Lusoponte. Масштабное строительство, в котором было задействовано более 3 300 рабочих, завершили спустя 18 месяцев. После чего состоялось торжественное открытие с народными гуляниями и масштабным банкетом.

Описание

Конструкция состоит из секций:

  • северных подъездных дорог;
  • северного виадука длиной 488 м;
  • виадука Экспо длиной 672 м, включающего в себя 12 секций;
  • главного моста с боковыми участками общей протяженностью 829 м;
  • центрального виадука протяженностью 6 531 м, состоящего из 80 секций длиной по 78 м;
  • южного виадука протяженностью 3 825 м, состоящего из 84 секций длиной 45 м;
  • южных подъездных дорог общей протяженностью 3 895 м.

Особенности конструкциипроезд по мосту васко да гама

  • Сооружение опирается на железобетонные сваи диаметром более 2 метров, погруженные в дно на глубину до 100 метров. Это позволяет конструкции выдерживать высокие нагрузки и предохранит от разрушения в случае землетрясения.
  • При возведении сооружения использовали 730 000 м³ бетона и 100 000 м³ стали.
  • Часть вантовой конструкции со стороны Лиссабона усилили двумя H-образными пилонами высотой 155 метров. На них закреплены веерообразные стальные тросы.
  • Скорость движения на разных участках ограничена до 100-120 км/ч в ясную погоду. При плохой видимости в туманную, дождливую, ветреную погоду скорость ограничивается до 90 км/ч на всем протяжении моста.
  • Высота сооружения над рекой составляет 47 метров. Это позволит беспрепятственно проходить под ним гигантским океанским лайнерам.
  • Для сохранения уникальной экологической среды освещение направлено таким образом, чтобы свет не падал на воду.
  • Сооружение идеально вписалось в окружающие ландшафты, значительно изменив облик столицы Португалии.
    Минимальный срок эксплуатации сооружения — 120 лет.

Конструкция способна выдержать порывы ветра скоростью до 250 км/ч. и подземные толчки, мощностью в 4,5 раз превышающие известные до настоящего времени землетрясения.

Финансирование проекта и плата за проезд

Все подготовительные и строительные работы производились на средства консорциума Lusoponte. Что в итоге составило 1.1 миллиард долларов. Бюджетные средства не привлекались. А застройщик получил право в течение 40 лет взимать оплату за проезд по обоим мостам Лиссабона. Плата производится только в сторону Лиссабона, в обратную сторону проезд бесплатный.
В зависимости от габаритов автомобиля стоимость проезда составляет от 2.70-6 евро для легкового автотранспорта. До 11.70 евро для грузовых автомобилей.

Чем интересен мост для туристовмост в лиссабоне

  • Мост Васко да Гама в Лиссабоне признан настоящим чудом современной инженерной мысли. Он производит неизгладимое впечатление на зрителей. Вид на потрясающее сооружение открывается с набережной Лиссабона, из парка Наций, из кабинок фуникулеров, с параплана.
  • На фоне гигантской конструкции получаются замечательные фото и видео.
  • На протяжении двух десятилетий, пока не был сдан в эксплуатацию Крымский мост, он занимал первое место в рейтинге самых длинных мостов Европы.
  • При въезде противоположная сторона не просматривается, создавая иллюзию бесконечности.
  • Часть сооружения проходит над Парком Наций — одной из самых ярких достопримечательностей столицы Португалии.
  • Конструкция производит особое впечатление по ночам. Когда над погруженной в непроглядную тьму рекой вспыхивает воздушная дорожка мягких светящихся точек.
  • При соблюдении всех условий движение безопасно, однако трасса часто используется местными стритрейсерами, которые становятся причиной масштабных автокатастроф.
  • По всей протяженности трассы через каждые 400 метров установили аварийные телефонные станции, соединенные с диспетчерской.

Заключение

Отдыхая в Лиссабоне стоит посвятить несколько часов или даже день чуду инженерного гения. Увидеть его во всем великолепии с разных ракурсов. Проехать по идеально ровному дорожному полотну, любуясь бирюзовой гладью Тежу. Мимо утопающих в зелени берегами и открывающейся вдали панорамой столицы Португалии.

Мост Васко да Гама — одна из важнейших транспортных артерий Лиссабона. Входит в число самых масштабных и значимых сооружений конца XX столетия, не имеющих аналогов ни в одном городе мира.
Своеобразная форма сооружения создавалась для максимальной сохранности окружающей среды и поддержания экологического баланса. Её часть расположена перпендикулярно берегу, в то время как противоположная лежит параллельно береговой линии.